Реклама - двигатель торговли. Поосторожнее на поворотах |
Автор: Иркутское УФАС России |
02.06.2010 |
Сотрудники ФАС побывали с рейдом в Университетском.
В мае сотрудники иркутского управления Федеральной антимонопольной службы России вместе с представителем КУМИ, а также в сопровождении многочисленной прессы выехали с рейдом по проверке наружной рекламы в городе на предмет соответствия рекламному законодательству. Группа автомобилей с участниками акции двинулась в микрорайон Университетский. Рейдовые проверки рекламного поля в областном центре у антимонопольщиков в практике. В прошлом году таких выездов было два. Эти мероприятия дают обычно обильный урожай выявленных нарушений. Так, во время такой проверки блюстители закона «засекли» баннер с рекламой пива «Green BEER» казанской компании «Красный Восток – Солодовпиво», за который пивоварам пришлось заплатить в бюджет беспрецедентно высокий штраф в 300 тысяч рублей. Строгость санкции была продиктована тяжестью возможных социальных последствий, которые мог вызвать призыв: «Тебе – зеленый!» рядом с изображением бутылочки «зеленого» пива и светофора с включенным зеленым сигналом. Специалисты иркутского УФАС признали, что такое сочетание элементов «подстрекало» потребителей не только пить хмель, но и садиться за руль после этого. Рейдом же были выявлены экспедиторские машины компании «Балтика» с логотипами популярного пивного бренда на борту, но без обязательной надписи, предупреждающей о вреде его чрезмерного потребления. Эти нарушения, выявленные и пресеченные антимонопольщиками Приангарья, сказались на оздоровлении рекламного «климата» по всей стране. Отныне нигде в отечестве, где продают «Green BEER», не появится баннер, дающий «зеленый свет» выпивохам. А курьерский транспорт «Балтики» также повсеместно будет украшаться не только товарным знаком, но и предупредительной надписью. Последний рейд по рекламным «плантациям» особенно поучительным должен стать для непрофессиональных участников рынка рекламных услуг. В то время, как крупные рекламные агентства и компании, наученные в процессе контактов с антимонопольным ведомством уважать закон «О рекламе» и рекламную этику, нарушений почти не допускают, представители мелкого и среднего бизнеса делают это сплошь и рядом, грубо и походя. Именно это наглядно проиллюстрировал визит контролеров в один из самых густонаселенных спальных микрорайонов Иркутска. В Университетском проживает 15,5 тысяч народу, поэтому инфраструктура потребительского рынка хорошо развита. Самый плотно застроенный «спальник» (бытует даже легенда, что архитектор Бух в свое время получил престижную премию за самую компактную застройку в регионе) весь утыкан пивными ларьками, продуктовыми павильончиками, киосками, есть здесь и крытый рынок, и супермаркеты, и кафе с ресторанами. Все это – среда обитания бизнес-планктона, который, не очень-то озадачиваясь изучением рекламного законодательства, лепит на свои витрины, окна и фасады плакаты, постеры и даже световые короба с запрещенным содержанием. «Пиво», «Живое пиво», «Рыбка к пиву», «Пиво на разлив» - вот самая ходовая тема с вариациями в этом пестром оркестре. «Вторую скрипку» тут играет «Живое вино Кубани на разлив», табачные бренды. А между тем, почти везде в 100-метровой зоне от этих вывесок и картинок расположены детские сады, школы, поликлиника, библиотека – «Гуманитарный центр имени Полевых», фитнес-клубы и тренажерные залы. Такая близость рекламы пива от детских, здравоохранительных, культурных и спортивных учреждений запрещена законом. Ну, а табак и вино, как и крепкие спиртные напитки, средствами наружной рекламы вообще продвигать нельзя. Возможно, многие продавцы таких товаров этого не знают, а, может быть, надеются на вечный русский «авось». Авось не увидят, не проверят, не накажут. А поставщик за красивую конструкцию с этикеткой «Эфеса» на фасаде, глядишь, предоставит скидку. Подобные ожидания могут недешево обойтись рисковым предпринимателям. С 1 апреля 2010 года штрафные санкции для юридических лиц за нарушения рекламного законодательства изменены. Поднята планка нижнего порога. Теперь минимальное взыскание составляет уже не 40, а 100 тысяч рублей, максимальное – по-прежнему 500 тысяч. Вот в пределах этих границ и будут налагаться штрафы на тех, чьи неосторожные рекламные «художества» обнаружили сотрудники УФАС в Университетском. Это и владелец павильона напротив дома №2, на момент проверки сплошь декорированного пивными образами, и кое-кто из обитателей торгового центра «Мельниковский», чьи вывески с пивными марками не сопровождались предупредительными надписями о вреде, и разливатели «живых вин Кубани» из ларька-забегаловки напротив. Не минуют наказания и собственники круглосуточного магазина «Окей», где разливное пиво продают и рекламируют, также не напоминая людям о том, что перебирать с ним не стоит. Большая компания чиновников контрольного ведомства и резвых журналистов наделала переполох в микрорайоне. Продавцы павильонов спешно снимали с окон, стен и крыш крамольное оформление, звонили своим хозяевам, извинялись, уверяли, что «не по злобе» и, вздыхая, подписывали акты о выявленных фактах. За этим в четыре ока следили телевизионные камеры, диалогам внимали нацеленные микрофоны и диктофоны. Заместитель руководителя Иркутского управления ФАС России Александр Кулиш, с высоты своего большого роста и ответственного положения, громко, внятно и доходчиво комментировал суть нарушений и их последствия. Но все это «цветочки», хотя и неприятно. Ягодки созреют позднее, когда придется платить в казну. Надо полагать, представителям мелкой розничной торговли стоит усвоить урок, преподанный бизнесменам, дислоцирующимся в Университетском. Очевидцы удостоверились: команда антимонопольщиков молода и мобильна, глаз у нее острый, полномочия серьезные. А рейдовые проверки на улицах и дорогах в этом году планируется активизировать. |